Снижение продаж легковых автомобилей в Китае в октябре уменьшило срочную потребность в автомобильных каталитических нейтрализаторах. Одновременно автопроизводители и производители катализаторов там, где это технически возможно, ускорили переход от использования палладия к платине, а в более долгосрочной перспективе распространение электромобилей ослабляет тенденцию роста спроса на двигатели внутреннего сгорания.
По мнению рыночных аналитиков, оба фактора сокращают промышленное потребление, а эти фундаментальные обстоятельства накладываются на механические продажи, когда инвесторы после ралли фиксируют прибыль и закрывают длинные позиции. Более сильный доллар и ожидания более высоких мировых процентных ставок снизили привлекательность не приносящих доход металлов и усилили нисходящий тренд.
Главный экономист одной из ведущих деривативных площадок CME Group Эрик Норланд указал, что цены на платину и палладий с начала апреля до середины октября выросли примерно на 90 процентов, и отметил: «Этот значительный рост происходил в рамках более масштабного ралли драгоценных металлов, включающего золото и серебро. Ралли, по-видимому, было спровоцировано тем, что инвесторы начали перетекать в активы, которые центральные банки не могут напечатать или создать в цифровом виде. Среди ключевых факторов, запустивших этот спрос, — устойчиво высокая инфляция, превышающая целевые показатели, снижение ставок со стороны центробанков несмотря на высокую инфляцию и крупные глобальные дефициты бюджета».
Подчёркивая, что хотя общий рост был вызван макроэкономическими факторами, в опережающей динамике платины и палладия сыграли роль и специфические рыночные механизмы, Норланд добавил: «Из-за слабой динамики платины и палладия в последние годы эти два металла могли оставаться недооценёнными по сравнению с золотом и серебром. Их использование в каталитических нейтрализаторах для автомобильных двигателей было одной из основных причин такого отставания».
Платина, которая в основном используется в дизельных двигателях, за последние 18 лет пережила значительное падение, поскольку потребители сначала переключились на бензиновые двигатели, а затем — на гибридные и электрические автомобили.
Палладий, применяемый преимущественно в бензиновых двигателях, также пошёл вниз на фоне роста продаж электромобилей в таких странах, как США и Китай. В 2024 году электромобили составили 11,5 процента всех продаж автомобилей в США и около 48 процентов продаж в Китае.
По словам Норланда, на фоне давления, обусловленного изменениями в автомобильных трендах, цены на металл опустились до чрезвычайно низких уровней по отношению к золоту и серебру, и этот разрыв в оценке привлёк большой интерес инвесторов за последние семь месяцев. Этот повышенный интерес помог ценам достигнуть локального максимума в середине октября 2025 года, после чего последовала коррекция: «На фоне того, что золото и серебро в этом году обновили рекорды, платина и палладий могут стать потенциальными инструментами диверсификации портфелей для инвесторов, желающих вложиться в драгоценные металлы».
Руска информационна агенция